По оценкам компании "Росгосстрах", в прошлом году объем рынка классического страхования жизни составлял 7,5 млрд. рублей. В 2004 году он не превышал 4,5 млрд. рублей. Рост рынка на 70% в год впечатляет. Но в дальнейшем таких темпов ожидать не стоит. В этом "Газету" убеждает руководитель центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец. Основная причина - в России пока нет налоговых стимулов для развития этого вида страхования. Без этого условия, ссылается на международный опыт Зубец, страхованию жизни не удастся конкурировать с альтернативными накопительными инструментами.
А это означает, что страхование жизни останется роскошью. Согласно данным "Росгосстраха" на сегодняшний день в России накопительным страхованием жизни (своей или жизни детей) среди жителей крупных и средних городов охвачены чуть более 2% населения. Еще 1% граждан страны намерен приобрести полис накопительного страхования в будущем. В крупных городах с учетом рискового страхования жизни доля охваченного населения составит около 5%.
Это выглядит дикостью. В разных странах мира около 90% населения имеют полисы накопительного страхования жизни. Например, во Франции на страховые полисы, и прежде всего на полисы накопительного страхования, приходится 20% всех финансовых активов населения и 10% их суммарного имущественного достояния.
Россия многократно уступает не только странам с высоким уровнем благосостояния, но и своим соседям. Так, в Чехии, Венгрии и Польше рынок страхования жизни составляет порядка 1,2% от ВВП, в то время как в США этот показатель составляет 4-5%, в Японии - 8-9%. В России этот показатель колеблется на уровне промилле
|