Категории каталога

Статьи для агентов [17]
по страхованию
Публикации [7]
о компании ERGO
Статьи для клиентов [14]
полезно знать

Форма входа





Четверг, 25.04.2024, 18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
ERGO Страхование Жизни
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи для агентов

Долгосрочное страхование жизни в России
[ ] 30.05.2008, 13:03

Емкость и основные тенденции рынка долгосрочного страхования жизни в России

По оценкам экспертов, доля договоров добровольного страхования жизни (ДСЖ) в суммарном объеме Собранных страховых премий по страхованию жизни не превышает 5%. При этом процентное соотношение 'объем собранных страховых премий по ДСЖ/ суммарный объем собранных страховых премий по страхованию жизни' в Москве выше, чем в регионах. В регионах монополистом по продаже договоров ДСЖ является АО 'Росгосстрах', унаследовавшее сбытовую сеть и традиции работы с населением по классическому страхованию жизни у Госстраха СССР.

Таким образом, на настоящий момент объем сделок по договорам реального страхования жизни на российском рынке весьма невелик. Вместе с тем существует достаточно большой потенциальный спрос на данный вид страхования, позволяющий при активных действиях страховщиков в короткие сроки значительно увеличить объемы, сделок по ДСЖ. Необходимо отметить ряд объективных тенденций внешней экономической и политической конъюнктуры, как положительных, так и негативных в контексте развития ДСЖ.

К благоприятным факторам конъюнктуры относятся:

общая политическая и экономическая стабилизация в стране, которая делает жизнь людей более предсказуемой. Соответственно, у физических лиц, составляющих основной костяк страхователей по договорам ДСЖ, появляются 

(а) более убедительные мотивы вкладывать средства на длительный период, (б) большие, чем раньше, возможности вкладывать средства на долгий срок вследствие наличия предсказуемого в обозримом будущем источника дохода (заработной платы на рабочем месте, которое, вероятнее всего, сохранится в будущем).

вероятное повышение доли фонда накопления в национальном доходе, которым будет сопровождаться подъем инвестиционной активности в стране. В странах с развитой рыночной экономикой долгосрочное страхование жизни является одним из важнейших инструментов мобилизации накоплений населения для инвестиционных целей. Так, в Великобритании на долю пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни приходится 55% акций предприятий.

либерализация действующего законодательства в отношении деятельности представительств; иностранных страховых компаний ('АIG-Россия', 'Ост-Вест Альянс', 'Цюрих-Русь', 'Русская страховая компания', 'Пирамида' и др.). Эти представительства имеют мощную подпитку со стороны материнских компаний, что в первую очередь означает широкие возможности финансового обеспечения на случай страховых выплат, что повышает надежность полиса для страховщика. Во-вторых, имидж иностранных страховых организаций вполне сопоставим с традиционными российскими лидерами рынка. В-третьих, иностранные страховщики имеют большие возможности, в отличие от российских, по вложению средств в валютные инструменты, что дает им дополнительные возможности по удешевлению тарифов предлагаемых полисов за счет: снижения доли риска процентных и валютных ставок, входящей в цену. Это, естественно, расширяет спрос со стороны населения. Следовательно, либерализация деятельности иностранных страховых компаний в России должна, по всей видимости, привести к значительному увеличению суммарных страховых сборов по ДСЖ. Вместе с тем данный фактор является не благоприятным для российских страховщиков (АО "Росгосстрах", "Спасские ворота", "РЕСО-Гарантия" и др.), так как у них на данном сегменте рынка появляются мощные конкуренты, обладающие ключевыми преимуществами в борьбе за клиента.

переток средств физических лиц после августовского кризиса 1998 г. из банковской сферы в страховой сектор. Структуры привлечения средств населения в банковский и страховой сектор экономики отличаются тем, что во втором случае доля краткосрочных вложении значительно ниже. Д тому же для клиентов, вкладывающих средства в страховые инструменты, отсутствует спекулятивный мотив, связанный с игрой на фондовом рынке, так как возможность секьюритизации, т.е. оформления в виде ликвидных ценных бумаг страховых полисов, более затруднительна при ее практической реализации, нежели банковских вкладов. На настоящий момент прибыльность краткосрочных спекулятивных операций в экономике по сравнению с периодом До августа 1998 г. значительно упала, что снижает привлекательность вложений в банковский сектор средств физических лиц.

К основным негативным внешним факторам можно отнести:

неблагоприятное, а по групповому страхованию жизни фактически запретительное налогообложение страхования жизни. В России индивидуальное страхование жизни не имеет никаких налоговых льгот, а групповое обходится предприятию дороже, чем выплата заработной платы;

отсутствие надежных инвестиционных инструментов, пригодных для размещения резервов по страхованию жизни. На настоящий момент по сравнению с конкурирующим за Средства населения сектором экономики (банковской сферой) российские страховые организации сталкиваются с серьезными ограничениями по направлениям размещения средств. Это (а) отсутствие возможностей по конвертации рубля в валюту при размещении страховых резервов; (б) ограничения по вложению страховых резервов по долгосрочным видам страхования в жилищное строительство и ипотеку; (в) некоторые другие. Все это непосредственным образом сказывается на уровне гарантий страхователям по возвратности вложенных средств и начисленных на них процентов. Таким образом, если сокращение базы краткосрочных спекулятивных операций после августа 1998 г. играет на руку страховщикам в их конкурентной борьбе с банками за клиента, то перечисленные законодательные ограничения дают дополнительное преимущество банкам и делают более уязвимыми рыночные позиции страховщиков;

отсутствие традиций страхования жизни;

недостаточно высокий уровень потенциального платежеспособного спроса. Правда, по ДСЖ он существует, но не может сравниться, скажем, с имущественным страхованием корпоративных клиентов. По оценкам экспертов, около 10% россиян сумели адаптироваться к существующим условиям и обрести новые социальные установки и жизненные цели. Лишь эти люди могут считаться потенциальными страхователями, поскольку это самая активная часть населения, обладающая достаточными средствами, чтобы обеспечить себе страховую защиту. По оценкам специалистов 'Росгосстраха', на 100 человек трудоспособного населения приходится 5 полисов страхования жизни, включая заключенные Госстрахом. Если сопоставить эти данные, с оценками активной части населения (как уже говорилось - 10%), то уровень развития страхования жизни в России следует считать вполне адекватным нынешнему состоянию общества. Более того, необходимо признать, что в ближайшее время в этом виде страхования вряд ли возможен резкий прирост. Скорее всего, темпы его развития будут прямо зависеть от финансового состояния среднего класса;

сохраняющееся недоверие населения к долгосрочным инвестициям. Перелом в настроениях физических лиц, как правило, наступает через несколько лет стабилизации в силу консерватизма среднестатистического .клиента, основным устойчивым источником дохода которого является заработная плата;

достаточно высокий уровень инфляции с периодическими скачками курса доллара. Данное обстоятельство действует в связке с ограничениями по вложению страховых резервов в валютные инструменты;

относительная малочисленность среднего класса.. Кризис августа 1998 г. привел к резкому сокращению числа лиц, которых можно отнести к 'среднему классу', и их численность будет повышаться весьма постепенно, в течение ряда лет;

недостаток квалифицированных кадров страховщиков. В условиях спекулятивной экономики до августа 1998 г. классическое страхование жизни практиковалось российскими страховщиками в весьма ограниченных масштабах в силу невысокой прибыльности по сравнению с краткосрочными операциями (как для самих страховщиков, так и для клиентов). В силу этого обстоятельства система продаж российских страховых организаций (в частности, агентская и филиальная сеть) до настоящего момента недостаточно приспособлены к 'серийной' реализации населению такого страхового продукта, как полисы ДСЖ. Основными 'узкими местами' здесь являются: (а) отсутствие целевой подготовки агентов по работе с населением по продажам полисов ДСЖ, (б) отсутствие стандартизированного портфеля страховых продуктов по ДСЖ по видам договоров (страхование на случай Смерти; страхование на дожитие; кредитное страхование; пенсионное страхование; комплексные виды страхования, сочетающие, например, страхование жизни и страхование от несчастных случаев и пр.), (в) отсутствие стандартной системы андеррайтинга при заключении договоров ДСЖ (таблицы смертности (в том числе по профессиональным группам), оценка вероятности несчастных случаев, оценка здоровья страхуемого клиента и пр.);

слабое развитие потребительского кредита, особенно кредитов на приобретение жилья. Это обстоятельство ограничивает возможности развития такого вида ДСЖ, как кредитное страхование жизни, предназначенное для защиты семьи - владельца купленного в кредит имущества (особенно жилья),.на случай смерти или нетрудоспособности заёмщика.' Как правило, кредиты на покупку жилья без страхования жизни заемщика не выдаются, поэтому можно ожидать, что с развитием ипотеки этот вариант страхования получит достаточно широкое развитие.

Таким образом, благоприятные, условия и тенденции изменения внешней конъюнктуры являются, в основном, экономическими, а неблагоприятные - политическими (проистекающими из действующего хозяйственного законодательства). В этих условиях одним из ключевых факторов успеха крупнейших российских страховщиков по развитию ДСЖ как стратегически важного направления деятельности является результат лоббистских усилий по снятию ряда запретительных законодательных ограничений по размещению средств и смягчению налогового климата по операциям ДСЖ.

2. Операторы рынка (страховщики ц страхователи) и предлагаемые страховые продукты

В настоящее время основными страховщиками, занимающимися ДСЖ в России, являются:

АО 'Росгосстрах', 'РЕСО-Гарантия', 'Юкос-Гарант', 'РОСНО', 'Промышленно-страховая компания', 'Спасские ворота', 'Ренессанс-Страхование', 'Военно-страховая компания' (на настоящий момент временно приостановила развитие, программ классического страхования жизни), 'АIG-Россия' (в лице специального подразделения АIG-Life), 'Ост-Вест Альянс', страховые брокеры, предлагающие 'долларовые' страховые продукты зарубежных страховых компаний (Fortuna, Medlife, Mercur).

Перечисленные компании занимаются как групповым, так и индивидуальным страхованием жизни; Основными видами ДСЖ на российском рынке являются:

1) по групповому страхованию жизни; страхование на случай смерти застрахованного. Страховое обеспечение выплачивается только в случае смерти застрахованного (выплаты по дожитию отсутствуют). Срок страхования, как правило, год с ежегодной пролонгацией договора; пенсионное страхование, групповое классическое страхование жизни на российском рынке в настоящее время находится в зачаточном состоянии. Основной тормозящий фактор - дискриминационное налоговое законодательство. Действующая система налогообложения приводит к тому, что взнос по групповому страхованию жизни обходится предприятию дороже, чем выплата заработной платы. В результате страхование на случай смерти застрахованного получило очень слабое развитие, а групповое пенсионное страхование практически отсутствует. Периодически появляются клиенты, например дочерние предприятия зарубежных фирм, заинтересованные в организации групповой пенсионной схемы для своих сотрудников, однако после прояснения налоговых последствий их желание почему-то пропадает.

2) По индивидуальному страхованию жизни:

страхование на случай смерти. В странах с высоким уровнем развития страхования его доля доходит до 40-50% от общего числа заключенных договоров страхования жизни. Особенно характерно заключение договоров страхования на случай, смерти для молодых родителей, которым нужно защитить детей на случай утраты кормильца, но им не по карману высокие взносы накопительного страхования жизни. В дальнейшем, по мере увеличения семейных доходов, они стараются перейти на накопительное страхование жизни. Поэтому многие договоры страхования на случай смерти содержат дополнительное условие - возможность их преобразования в накопительное страхование. Страхование на случай смерти в СССР отсутствовало. Видимо, отсутствие традиций является основной причиной того, что оно не получило широкого распространения и сейчас, хотя со страховой точки зрения (высокая потребность в страховой защите в связи с очень низким уровнем государственных гарантий и низким уровнем доходов большинства населения) объективная потребность в этом виде страхования очень высока;

накопительное страхование жизни. В отличие от страхования на случай смерти, накопительное страхование жизни предусматривает выплату страхового обеспечения как в случае смерти, так и при дожитии застрахованного до конца срока страхования. После начала страхования в валютном эквиваленте с начислением дополнительного инвестиционного дохода этот вариант страхования стал достаточно привлекателен для клиентов и получил некоторое, хотя и очень далекое от реальных возможностей рынка развитие. Им занимается ряд известных страховых компаний, таких как РОСНО, РЕСО-Гарантия, ПСК, АIG-Россия и др. Основным препятствием для его развития являлось недоверие клиентов к долгосрочным инвестициям, которое усилилось после августовского кризиса 1998 г.;

кредитное страхование жизни. Находится в зачаточном состоянии вследствие неразвитости ипотечного кредитования в России;

индивидуальное пенсионное страхование. Выступает как одна из разновидностей частного пенсионного обеспечения;

различные формы смешанного страхования жизни. В соответствующие договоры включается несколько рисков, например смерть, инвалидность и дожитие до определенного возраста. Смешанное страхование не только наиболее полно охватывает жизненные риски клиента, но и дает существенную выгоду (если здесь можно говорить о выгоде) по сравнению с банковским вкладом (ведь банк никак не поддержит клиента в случае несчастья).

Основополагающим мотивом разграничения целевых групп клиентов в ДСЖ является возраст. Все разнообразные схемы ДСЖ сводятся к страхованию трех периодов жизни: страхованию детей, страхованию в трудоспособном возрасте и страхованию старости. В зависимости от этого несколько изменяются акценты в программах, предлагаемых страховщиками. Одни программы в большой степени ориентированы на накопление, другие - на выплату по рисковым событиям. Страхование детей в большей мере делает акцент на инвестиционной функции (относится к категории накопительного страхования жизни) и здесь основными конкурентами страховщиков являются банки. Страхование кормильцев в наибольшей степени является рисковым (предлагаемые страховые продукты включают в себя большое число рисков - инвалидность, смерть, дожитие, это направление относится к смешанному страхованию жизни). Наконец, страхование старости (индивидуальное и групповое пенсионное страхование) занимает промежуточное положение по степени сочетания накопительной и рисковой компонент между страхованием детей и страхованием кормильцев.

Наиболее популярной формой ДСЖ среди российских страхователей в настоящее время являются полисы смешанного страхования жизни.

Сходную с представленной структуру страхового портфеля имеет компания 'РОСНО', где более 8556 клиентов имеют полисы универсального страхования жизни.

По страхованию детей основными 'игроками' на рынке являются АIG-Life (программа 'Юниор'), ПСК (программы ' Выпускной бал', 'Совершеннолетие', 'Почемучка'), 'Росгосстрах' (программа 'Дети'), 'РОСНО' (ряд программ накопительного и универсального страхования). В других компаниях, например в 'Ренессанс-Страховании', 'РЕСО-Гарантии' и 'Спасских воротах', для этой категории страхователей используются базовые программы срочного страхования.

Объемы сборов по пенсионному страхованию (целевая группа ' Страхование по старости') в России в настоящее время невелики, однако по этому сегменту рынка существует достаточно высокий 'скрытый' спрос. В последнее время негосударственные пенсионные фонды практически свернули свою деятельность и освободили небольшой сегмент частного пенсионного страхования. Плюс к этому по мере стабилизации доходов населения и возрождения среднего класса можно предполагать дополнительное увеличение спроса за счет населения, ныне охваченного государственной программой пенсионного страхования (причина очевидна: государственный Пенсионный фонд достойную старость не гарантирует). По мнению экспертов, именно в этом сегменте рынка (наряду со смешанным страхованием) можно ожидать значительного роста активности. По этому сейчас российские страховщики, еще недавно считавшие, что перспективы пенсионного страхования в России невысоки, начали активно готовить специальные программы.

3. Рыночная конкуренция

Следует различать внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию на рынке ДСЖ (основой последней является конкуренция за клиентов с банковским сектором).

1.3.1. Внутриотраслевая конкуренция.

Можно выделить три основных группы 'игроков', реально влияющих на разделение рынка и отличающихся по методам рыночной политики.

Самая многочисленная группа - универсальные страховые компании: Промышленно-страховая компания, 'Ренессанс-Страхование', 'РЕСО-Гарантия', 'РОСНО', группа 'Спасские ворота'. Большинство этих компаний имеют развитую филиальную и агентскую сеть, в их распоряжении большие финансовые и технологические ресурсы, за счет которых можно производить разработку и 'запуск' новых страховых продуктов по ДСЖ. По мнению самих страховщиков, именно крупные универсальные компании имеют наилучшие перспективы на рынке ДСЖ.

Другая группа представлена дочерними компаниями зарубежных страховщиков. Прежде всего это 'АIG- Россия' в лице своего специального подразделения АIG-Life и 'Ост-Вест Альянс'. Хотя их стратегия на российском рынке значительно осторожнее, а опыт деятельности и результаты скромнее, чем у крупных универсальных компаний, тем не менее с 1998 г. они очень активно внедряются на рынок ДСЖ.. К конкурентным преимуществам этой группы, как уже говорилось, относятся: (а) торговая марка, сопоставимая по своему воздействию на клиента с торговой маркой российских лидеров, а зачастую и превосходящая их (так как предсказуемость финансового состояния материнских компаний иностранных представительств, а следовательно, и гарантии возвратности средств клиентам на порядок выше, чем у любой российской компании), (6) высокий уровень финансового обеспечения страховых случаев (за счет ресурсов материнских компаний), (в) широкие возможности инвестирования страховых резервов в валютные инструменты. Минусами этой группы по сравнению с крупными универсальными российскими компаниями являются: (а) отсутствие развитой агентской сети (особенно в регионах), (6) более высокие ставки тарифов, связанные с повышенными операционными расходами, (в) сохранившиеся законодательные ограничения, (г) затруднения в работе с населением, связанные с незнанием реалий российской жизни.

Наконец, группа, имеющая сегодня наибольший опыт работы с ДСЖ, самую большую филиальную и агентскую сеть, что неоценимо при продвижении ДСЖ в регионы.

К сожалению, сравнивать количественные показатели компаний, занимающихся ДСЖ, практически бесполезно, слишком велика на этом рынке доля суррогатных полисов ('зарплатные схемы' и пр.). Поэтому при оценке объемов страховой деятельности в ДСЖ и перспектив развития компаний мы вынуждены полагаться не на данные статистики, а на мнение экспертов. По каждой из номинаций компании расположены в порядке убывания набранных при опросе баллов.

Хотя списки компаний, имеющих сейчас наибольшие объемы в ДСЖ и обладающие наилучшими перспективами в будущем, очень сильно пересекаются, очевидны большие различия между развитием страхования в Москве и регионах. Если в столице уже в ближайшее время на рынке ДСЖ зарубежные страховщики будут играть заметную роль, то в регионах несомненное преимущество имеют универсальные компании, обладающие развитой филиальной сетью.

При оценке относительной значимости различных факторов конкурентной борьбы важны следующие обстоятельства:

1) реанимация классического страхования жизни началась в 1998 г., когда на этот сегмент стали обращать внимание крупные страховые компании. Они отказались от попыток привлечь страхователя высокими процентами и резко ограничили ставки доходности в своих полисах. Тем самым клиенту дали понять: страховой полис - это не столько инвестиционный инструмент, сколько средство защиты от жизненных случайностей. Произошло смещение акцентов при продажах продуктов страхования жизни: сферой интересов страховых компаний стали не самые азартные, а самые консервативные граждане. Следует отметить, что консерватизм на рынке ДСЖ имеет две взаимосвязанные стороны: консерватизм страхователей и консерватизм страховщиков. Второй вызван тем, что (а) в российских условиях неразвита 'идеальная' западная технология прогнозирования страховых случаев по договорам ДСЖ и ее внедрение в условиях нехватки квалифицированных кадров и отсутствия верифицированных (надежных) источников информации о страхователе если не нереально, то весьма затратно. При расчете стоимости полисов страховые компании используют информацию о вероятности наступления страхового случая по всем рискам, входящим в схему страхования (демографические риски и жизненные события недемографического характера (бракосочетание, получение образования и пр.) и прогнозы возможной доходности от инвестиций. В 'западном' варианте величина страхового взноса рассчитывается исходя из величины обязательств компании по всем рискам, входящим в схему страхования. Этот способ очень удобен для страхователя, так как тот изначально знает, что и когда он получит по своему полису. Но Для такого расчета необходимо достаточно точно прогнозировать все параметры схемы, что в наших условиях очень сложно (так, сложно получить верифицированную информацию о здоровье страхователя, поэтому необходимо при расчете величины тарифов 'закладываться' на наиболее 'рисковую' группу клиентов), (б) российским страховщикам сложно прогнозировать собственную долгосрочную доходность от инвестирования средств, привлеченных по договорам ДСЖ.

Таким образом, факторы надежности являются наиболее важными в конкурентной борьбе. Это, по нашему мнению (по мере убывания приоритетности): торговая марка, возможность инвестировать средства в валютные инструменты и тем самым номинировать продаваемые полисы в долларовом эквиваленте, возможность получения государственных гарантий по выдаваемым полисам, возможность внедрения развитой системы андеррайтинга в текущую практику страховой организации (оценка вероятности страховых случаев и прогноз доходности от инвестирования страховых резервов), достаточное финансовое покрытие договоров ДСЖ (определяется величиной собственных средств страховщика);

2) рынок ДСЖ только формируется, и на нем нет такой конкуренции, как в автомобильном или медицинском страховании. А значит, еще не сформировались спрос и предложение услуг ДСЖ. Как следствие, на рынке одновременно

наблюдается разброс цен и крайняя индивидуализация полисов, предлагаемых различными компаниями. Полисы различаются по видам включаемых рисков, методам расчетов и индексаций к курсу доллара, срокам действия договоров и пр. Напомним при этом, что по ДСЖ потенциальный спрос хотя и значителен, но не является порядком выше текущего объема заключаемых на рынке сделок. Следовательно, наличие диверсифицированного страхового портфеля, призванного учесть по максимуму пожелания клиента (при работе с ним агента) является, как нам представляется, вторым по значимости после 'надежности' фактором конкурентной борьбы.

3) эффективная система продаж (филиальная и агентская сеть). Основные игроки рынка (за исключением, возможно, иностранных представительств) обладают развитой агентской и филиальной сетью. Однако следует признать, что с точки зрения целевой направленности системы продаж (в первую очередь, квалификации агентов и базы данных по целевым группам потребителей) существующая система продаж в большинстве случаев недостаточно эффективна для продаж полисов ДСЖ. Следовательно, для того, чтобы на базе имеющейся агентской и филиальной сети начать эффективные серийные продажи полисов ДСЖ, необходимо проведение ряда управленческих мер по ее реструктуризации, как-то: создание системы переквалификации агентов, перенацеливание на новые группы потребителей и пр. Страховщик, раньше других осуществивший такую реструктуризацию своей агентской сети, будет иметь на рынке дополнительное преимущество даже при ограниченном потенциальном спросе населения.

4) наконец, четвертым, наименее значимым фактором является ценовая конкуренция. В силу вышеизложенных обстоятельств, как представляется, речь на рынке ДСЖ идет даже не о ценовой конкуренции, а о том, чтобы поддержать определенный 'порядок цен' на уровне, не отпугивающем клиента. Уровень тарифов по крайне индивидуализированным полисам ДСЖ у различных компаний может отличаться в несколько раз.

1.3.2. Межотраслевая конкуренция

Основными конкурентами страховщиков по ДСЖ за средства вкладчиков, как уже указывалось, являются крупные банки с таким инструментом привлечения, как срочные и текущие вклады. Наличие конкурентов из другой отрасли может при проведении эффективной рыночной стратегии быть 'плюсом' за счет перетока их клиентов. С другой стороны, понятно, что плюс превращается в минус при неэффективности выбранной стратегии страховщика. Еще одним неудобством является то, что крупные банки сложно использовать в качестве 'оптового покупателя' (или комиссионера) полисов ДСЖ. Для выбора .правильной стратегии межотраслевой конкуренции с крупными банками необходимо специфицировать основные преимущества и недостатки конкурентных продуктов - полисов ДСЖ и банковских вкладов.

На самом деле при том, что сегменты рынка, на которых оперируют банки и страховые организации (с программами ДСЖ) пересекаются, клиент у них все-таки преимущественно разный. В банки идут клиенты (физические лица), основными движущими мотивами которых являются доходность и относительная ликвидность (достаточная безболезненность изъятия), вложений, в то время как полисы ДСЖ покупают клиенты для которых важно присутствие таких мотивов, как доходность и защита от рисков. В этой связи заметим, что в принципе факторы ликвидности и защиты от риска 'уравновешивают' друг друга и накопительная функция банков и страховщиков находится примерно на одном уровне.

Таким образом, речь не идет, на наш взгляд, о ценовой борьбе за 'пограничного' клиента. Фактически наиболее разумным способом дополнительного привлечения клиентов за счет банковских вкладчиков является предположительно наибольшее развитие рясковой составляющей (возможность гибкого страхования по различным группам рисков, т.е. предложение спектра вариантов в рамках одного вида страховых услуг) при сохранении уровня доходности, примерно соответствующего доходности банковских вложений. При этом чисто банковские вкладчики ими и останутся. Если человек не хочет страховаться и терять такие преимущества, как ликвидность и возможность произвольного осуществления вкладов, он никогда не уйдет из банка в страховую компанию. Конкурировать с другой (по определению) сферой экономики на ее же поле просто глупо. По всей видимости, исходя из сказанного, возможности перетока клиентов из банковской сферы в ДСЖ достаточно ограничены при любой рыночной политике страховщика. Тем контингентом, который можно в принципе забрать у Сбербанка, является традиционный клиент, который хранит деньги на сберегательной книжке по привычке либо в целях безопасности, но и здесь мотив ликвидности (возможность забрать деньги при первой необходимости) является сильным препятствующим фактором.
 
Категория: Статьи для агентов | Добавил: ergo-moscow
Просмотров: 3211 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024